Печать

Утром — стулья, а деньги через год?

Задержки с оплатой поставленных товаров и услуг разоряют отечественные нефтегазосервисные предприятия.

Актуальные вопросы, связанные с внесением изменений в федеральное законодательство о закупках товаров, работ и услуг, рассматривались на очередном заседании дискуссионного клуба «Нулевое чтение», состоявшемся в Тюменской областной Думе.

Поправки в Федеральный закон №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» направлены на облегчение деятельности отечественных нефтегазосервисных предприятий. В частности, региональные парламентарии предлагают установить предельный срок, в течение которого компании с государственным участием должны оплатить приобретенные товары и оказанные услуги. По их мнению, проблема задержки оплаты со стороны компаний-заказчиков по договорам подряда — больная тема для многих сервисных предприятий не только Тюменской области, но и России в целом.

Открывая обсуждение, председатель комитета по экономической политике и природопользованию регионального парламента Инна Лосева напомнила: в марте текущего года по инициативе фракции «Единая Россия» в областной Думе было проведено совещание, посвященное повышению конкурентоспособности местных производств, выпускающих продукцию для нефтегазовой отрасли в рамках импортозамещения. Начиная с 2015 года, тюменскими предприятиями заключено более 280 контрактов на поставку импортозамещающей продукции на общую сумму 15,7 миллиарда рублей. А всего за 2015-2016 годы нефтегазовые компании приобрели у тюменских производителей различной продукции на общую сумму свыше 40 миллиардов рублей (без учета предоставляемых услуг и строительных работ).

В то же время тюменские производители сталкиваются с массой проблем, связанных с проведением конкурсных процедур, а также несвоевременной оплатой товаров, работ и услуг. В ходе совещания от представителей тюменских нефтесервисных предприятий поступило немало интересных и дельных предложений о том, как исправить сложившуюся ситуацию. На их основе подготовлено пять конкретных обращений, которые решено направить в профильные федеральные министерства, с тем чтобы на территории региона и страны в целом производство продукции для нефтегазового комплекса, прежде всего инновационной и импортозамещающей, осталось за российскими производителями.

— Три из них, одобренные на заседаниях комитета и областной Думы, уже направлены в министерства финансов и экономического развития, — сообщила Инна Вениаминовна. — Первое предложение — о порядке проведения конкурсного отбора региональных программ развития промышленности на предоставление субсидий из федерального бюджета, второе — о льготах по выплатам налога на прибыль для компаний, производящих и приобретающих инновационную продукцию. И наконец, третье предложение — о снижении совокупного размера платежей во внебюджетные фонды для субъектов малого предпринимательства.

Эдуард Абдуллин: «Многие сложности в сфере нефтегазосервиса начинаются ещё на стадии проектирования».

Сегодня мы обсудим еще два обращения о внесении изменений в федеральный закон. Одно из них касается сроков оплаты поставленной продукции. Максимальный срок, в течение которого заказчик обязан произвести оплату, не должен превышать 30 дней. Из чего мы исходим? Во-первых, уже есть сложившаяся практика государственных и муниципальных закупок. В этой сфере также имели место различные нарушения, в том числе необоснованно затягивались сроки оплаты товаров и услуг. Это приводило к тому, что некоторые фирмы-поставщики попросту разорялись и уходили с рынка. На основе проведенного анализа в апреле нынешнего года Государственная Дума приняла поправки в закон о государственных и муниципальных услугах, согласно которым для крупных и средних предприятий установлен 30-дневный срок оплаты, а для малого бизнеса — 15 дней.

Таким образом, в сфере государственных и муниципальных закупок наведен порядок. А вот в нефтегазовой отрасли по-прежнему сохраняется весьма неблагоприятная ситуация. Крупные заказчики рассчитываются со своими подрядчиками — нефтегазосервисными предприятиями — через 90-120, а то и более дней. Вследствие этого отечественные нефтесервисные компании постоянно испытывают острую нехватку денег и вынуждены привлекать заемные средства под высокие проценты. В итоге в выигрыше остаются зарубежные фирмы, имеющие доступ к дешевым кредитам.

Второе обращение направлено на противодействие недобросовестной конкуренции при размещении заказов. Как известно, определяющим критерием при оценке заявки сегодня является цена. Подрядчики отмечают резкий рост случаев участия в закупочных процедурах абсолютно «левых» компаний, не имеющих ни опыта, ни квалифицированного персонала, ни соответствующих производственных мощностей, необходимых для производства технически сложной продукции. Более того, именно они выигрывают торги. А затем, на условиях субподряда, размещают свои заказы. Изначально некоторые вообще и не собирались выполнять заказ своими силами.

— Поэтому в качестве меры противодействия мы предлагаем внести в 223-й федеральный закон помимо основного критерия — цены договора — еще и ряд других: наличие собственного оборудования, производственных мощностей, персонала, а также необходимых лицензий и разрешений, — подчеркнула Инна Лосева.

— Отсрочки платежей, на мой взгляд, это некая форма шантажа, — заметил в ходе обсуждения депутат областной Думы, вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Эдуард Омаров. — Но даже не это страшно. Страшно другое, когда в цепочке со стороны заказчика располагаются целые подразделения, не отвечающие за конечный результат. Их задача — найти поставщика, который предложит минимальную цену. Надо добиться того, чтобы полностью исключить из процесса подобных квазипоставщиков. Надо хорошенько подумать над заградительными нормами и мерами, чтобы они вообще не участвовали в торгах.

По мнению президента Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуарда Абдуллина, незаконная конкуренция и демпинг — проблема острейшая. Сокращение сроков платежей по уже выполненным работам и услугам, а также ужесточение отбора — серьезный шаг вперед. Но есть еще один важный момент. Многие сложности в сфере нефтегазосервиса начинаются еще на стадии проектирования.

— Если «Роснефть» или «Газпром» изначально не заложат в свои проекты оборудование и комплектующие, которые могут выпускать наши предприятия, то они уже на этом этапе отсекаются и не смогут принять участие в конкурсных процедурах, — заявил Абдуллин. — Надо добиваться того, чтобы предприятия, производящие нефтегазосервисное оборудование у нас в Тюмени, участвовали в процессе уже на стадии проектно-изыскательских работ.

Вильгельм Зонненберг, генеральный директор ООО «Дина-Энерджетикс», убежден: если ситуация в ближайшее время не изменится, российские предприятия просто уйдут с рынка. Надо сокращать технологический разрыв с зарубежными фирмами, развивать производство, а где взять на это деньги, если нефтегазовые компании нам не платят по полгода и более?!

Подводя итог обсуждению, Инна Лосева сообщила: подготовленные тюменскими парламентариями обращения будут направлены во все субъекты Российской Федерации.

Николай Боталов, Тюменские Известия