Печать

В России отсутствует единая концепция управления отходами

Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ проблем и оценка состояния сферы управления отходами производства и потребления в РФ». С сообщением выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

На Коллегии отмечалось, что единая концепция управления отходами, которая включала бы современную индустрию по переработке отходов и координацию полномочий на всех уровнях государственного управления, в России пока не создана. Рост отходов производства и потребления постоянно увеличивается. «Общий объем отходов сейчас составляет порядка 90 млрд. тонн* и ежегодно увеличивается примерно на 5 млрд. тонн», - заявил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Одной из основных причин сложившейся ситуации, по словам аудитора, является несовершенство законодательной базы, которая не отвечает уровню развития экономики. Действующие нормативы оплаты за размещение отходов и административные штрафы не чувствительны для нарушителей и не стимулируют предприятия-загрязнители внедрять малоотходные и ресурсосберегающие технологии.

В результате практически все отходы размещаются на полигонах, санкционированных и несанкционированных свалках и промышленных площадках предприятий (всего в России 1 092 полигона, около 15 000 санкционированных свалок, около 17 000 несанкционированных свалок и около 13 000 несанкционированных мест размещения отходов). Переработке подвергается менее 40% промышленных и до 10% твердых бытовых отходов (ТБО). Места размещения отходов уже занимают территорию площадью 4 млн. га и ежегодно под их размещение выделяется порядка 400 тыс. га земли. «При этом государственный мониторинг окружающей среды в местах размещения отходов не производится, а меры по ликвидации несанкционированных свалок и взысканию ущерба окружающей среде малоэффективны», - подчеркнул докладчик.

Говоря о пробелах в законодательстве, аудитор также обратил внимание членов Коллегии на то, что сейчас полномочия в сфере управления отходами распределены между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти не в полном объеме. «Сбор и удаление бытовых отходов - это полномочия городских округов и сельских поселений. Утилизация отходов, а это организация полигонов и предприятий по их переработке - уже сфера деятельности городских округов и муниципальных районов, которые зачастую не располагают реальными возможностями, в первую очередь финансовыми. Полномочия по проектированию и строительству объектов размещения отходов, а также объектов их использования и обезвреживания, ранее относившиеся к полномочиям субъектов РФ, сейчас ни за кем не закреплены», - сообщил аудитор.

Отдельной проблемой, по мнению Бато-Жаргал Жамбалнимбуева, является низкая эффективность организации сбора и вывоза ТБО. Раздельный сбор мусора и его сортировка практически не осуществляется, современная мусороперерабатывающая отрасль не создана. Недостаточно и предприятий по сортировке и переработке отходов. «На всю страну функционируют порядка 40 мусоросжигательных и 243 мусороперерабатывающих заводов, 53 мусоросортировочных комплекса. При этом только для переработки ежегодно образуемых твердых бытовых отходов количество таких предприятий необходимо утроить», - отметил докладчик.

По словам аудитора, существенно улучшить ситуацию в сфере управления отходами должна была принятая в 2012 г. госпрограмма «Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы». Однако 3,2 млрд. руб., предусмотренные на 2012 - 2015 годы на обеспечение мероприятий в сфере обращения с отходами серьезно на решение проблемы не повлияют.

В частности, госпрограммой предусмотрено участие субъектов РФ в мероприятиях по снижению негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду. Согласно программе, в субъектах должны быть сформированы территориальные схемы обращения с отходами, вестись кадастры отходов, построены полигоны и мусороперерабатывающие станции. В итоге, по состоянию на 2012 г. в 88% регионов были разработаны программы в сфере обращения с отходами, которые не увязаны с госпрограммой. Региональные кадастры отходов сформированы только в 50% субъектов, генеральные схемы очистки территории разработаны в 30% регионов. Кроме того, только в 26% субъектов разрабатываются и реализуются инвестиционные программы обращения с отходами для создания индустрии с участием государственно-частного партнерства.

Источник: Департамент пресс-службы и информации  Счетной палаты Российской Федерации