Тюмень. Сегодня для нефтегазосервисных предприятий весьма актуальным является приобретение новых технологий. Однако стоимость высокотехнологичного оборудования зачастую является непосильной. Существующие формы кредитования и лизинга тоже не облегчают положение нефтесервисников. Как обеспечить доступ нефтегазосервисных предприятий к новым технологиям и оборудованию, какие меры нужно принять для развития адекватного лизинга в России? Свою точку зрения об этом Агентству нефтегазовой информации высказал президент Тюменской Ассоциации Нефтегазосервисных Компаний Владимир Борисов.
- В России накоплен огромный опыт разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений и этот опыт сам по себе является уникальным. Но вместе с тем на Западе имеются новые технологии, позволяющие более точно проводить некоторые исследования, повышать коэффициент нефтеотдачи. На сегодня коэффициент извлечения нефти в России на 30% ниже, чем зарубежом, а иногда даже в 2 раза. Для достижения достаточного уровня КИН российским компаниям нужно либо проработать лет 20, накопить деньги, затем купить у какой-нибудь западной компании необходимую технологию, либо сегодня активно поднимать вопросы о лизинге. В США не менее 70% нефтегазовых компаний приобретают оборудование в лизинг, в Европе 60%. В России же эта схема совершенно не работает. Обращаясь к российскому лизингу, предприятие сталкивается с целым рядом проблем. Во-первых, это непосильные первоначальные взносы - 30-35%. Во-вторых, поскольку учредители лизинговой компании сами пользуются банковскими услугами, то кредитуют под высокие проценты. И третье – российский лизинг дается на 3, максимум 5 лет. Плюс на это еще накладываются таможенные пошлины. Таким образом, нефтесервисные предприятия оказываются в очень сложном положении.
Лизинг – это важнейшая составляющая для развития бизнеса. Здесь, конечно, важна и роль государства в законодательном регулировании лизинга. Но, в первую очередь, это нужно бизнесу и он сам должен предпринимать усилия для создания лизинговых компаний. Мы - те, кто работает в нефтегазосервисе, должны востребовать эту услугу.
С этой целью я призываю всех заинтересованных лиц высказать свое мнение: на каких условиях, по каким направлениям должны предоставлять услуги лизинговые компании. И уже с полученными критериями, обратиться к представителям лизинга и выяснить их намерения и готовность к сотрудничеству.
Развитие лизинга в России позволит не только внедрять зарубежное высокотехнологичное оборудование, но и представлять свое для работы в странах Ближнего Зарубежья - Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, и даже Дальнего - Ирана, Ирака и других.
На мой взгляд, учредителями лизинговых компаний могли бы выступать сами нефтяные компании. Почему бы ТНК-ВР, или ЛУКОЙЛу не создать лизинговую компанию на льготных условиях, с процентной ставкой, к примеру, 3% годовых, на закупку того оборудования, тех технологий, которые нужны именно этим компаниям для увеличения КИН.
Любая уважающая себя лизинговая компания будет стремиться к налаживанию стабильных отношений с поставщиком, что, в свою очередь, предоставляет лизинговой компании значительные преимущества (в итоге эти преимущества достанутся конечному лизингополучателю). Это и предоставление коммерческого кредита и обязательства обратного выкупа поставленного объекта или его продажи на вторичном рынке, скидки, сервисное обслуживание и т.д.
В политике многих региональных властей (Правительства Тюменской области, в частности) в последние годы на первый план вышло реальное стимулирование экономического роста, осуществление крупных инвестиционных проектов. На уровне многих региональных бюджетов также внедряются программы по стимулированию лизинговых инвестиций.
Договор финансовой аренды (лизинг) – это сделка, выгодная не только лизингополучателю. В договоре могут быть оптимально учтены интересы всех сторон сделки, так как размеры и сроки выплат определяются на основе совместного соглашения, тогда как при банковском кредитовании существует фиксированная ставка. Выгоду от лизинговой сделки получают и другие участники лизинговой сделки, к которым относится поставщик ( продавец) лизингуемого оборудования, страховая компания (при страховании объекта лизинга) и государство, не являясь участником сделки.
Лизинг – это инструмент, дающий рассрочку на весь срок окупаемости проекта.
Его доступность и значительные выгоды в совокупности с государственной поддержкой делают лизинг конкурентоспособным продуктом на рынке и привлекательным для потребителя. Несмотря на существующий мировой финансовый кризис, темпы роста лизингового рынка России после некоторого спада опять пойдут ввысь, это произойдет из-за наличия большого потенциала лизинговых компаний, тем более что условия для развития лизинга в России есть и всегда будут. Сменятся лишь лидеры рынка, первыми из которых будут лизинговые компании, образованные при крупных банках, инвестиционных фондах, государственные лизинговые компании, а также компании с устойчивым иностранным капиталом. Несмотря на это, с учетом экономических условий в России сегодня лизинг все же останется тем привлекательным механизмом приобретения основных средств, выгодным для всех участников лизинговой сделки, каким был ранее, когда только появился на арене российской экономики.